Друзья сайта





Кривошипно-шатунный механизм ВАЗ 2105 ВАЗ-2107
Двигатель ВАЗ-2105

Кривошипно-шатунный механизм служит для преобразования прямолинейного возвратно-поступательного движения поршней во вращательное движение коленчатого вала. К нему относятся: блок 10 цилиндров, головка 18 блоха цилиндров, поршни 26 с компрессионными и маслосъемными кольцами, поршневые пальцы, шатуны 28, коленчатый вал 1, коренные и шатунные подшипники, маховик 21 и поддон 29.

Блок цилиндров двигателя автомобиля ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 типа блок-картер отливается из специального высокопрочного низколегированного чугуна вместе с цилиндрами, внутренние поверхности которых обработаны хонингованием. Для увеличения жесткости конструкции нижняя плоскость блока расположена на 50 мм ниже оси коленчатого вала, а в зонах опор коренных подшипников имеются оребренные перегородки. Пространство между наружной поверхностью стенок цилиндров и внутренней поверхностью стенок блока образует рубашку, заполняемую охлаждающей жидкостью. В поперечных перегородках нижней части блока расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников невзаимозаменяемы и для правильной сборки пронумерованы. Снизу блок закрывается стальным штампованным поддоном, в котором находится необходимый запас масла. Впереди блока размещены детали привода распределительного вала, закрываемые крышками.

На автомобилях Москвич-2140 Москвич-2141 блок отливается из алюминиевого сплава. В него устанавливаются четыре легкосъемные чугунные гильзы 10 (рис.) цилиндров. Полость между гильзами и внутренними стенками блока образует рубашку охлаждения. В нижней части блока в гнездах 7 расположены пять опор коренных подшипников коленчатого вала. Блок цилиндров двигателя на автомобилях «Москвич» наклонен на угол 20° к вертикальной плоскости вправо походу автомобиля, что позволяет уменьшить высоту двигателя.

Блок и головка блока цилиндров двигателя Москвич-2140
Блок (б) и головка (а) блока цилиндров двигателя автомобиля Москвич-2140 Москвич-2141:
1 - прокладка головки блока; 2 - головка блока цилиндров; 3 - гнезда подшипников распределительного вала; 4 - пробка маслозаливной горловины; 5 - крышка механизма газораспределения; 6 - прокладка крышки; 7 - гнездо переднего коренного подшипника коленчатого вала; 8 - водораспределительный канал; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - гильза цилиндра; 11 - рубашка охлаждения; 12 - блок-картер; 13 - гнездо для установки стартера; 14 - прилив для крепления насоса системы охлаждения

Головки блоков цилиндров двигателей на автомобилях ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 и Москвич-2140 Москвич-2141 отливаются из алюминиевого сплава, они являются общими для всех цилиндров. В головках выполнена основная часть камеры сгорания, в них имеются также впускные и выпускные каналы и резьбовые отверстия для установки свечей зажигания. Двойные стенки головки образуют пространство, соединенное с рубашкой охлаждения цилиндров, в нем циркулирует охлаждающая жидкость. Головка крепится к блоку цилиндров болтами (автомобили ВАЗ-2105 ВАЗ-2107) или шпильками с гайками (Москвич-2140 Москвич-2141). Для уплотнения стыков между головкой и блоком цилиндров устанавливается металлоасбестовая прокладка 1.

Поршень служит для восприятия силы давления газов и передачи ее через поршневой палец и шатун на коленчатый вал. Поршни двигателей изучаемых автомобилей отливаются из алюминиевых сплавов. У поршня различают две части: головку и юбку. Днище головки образует нижнюю часть камеры сгорания и воспринимает давление газов при их расширении. В головке 7 (рис.) выполнены канавки, в которые устанавливаются поршневые кольца. Юбкой называется нижняя часть поршня, которая служит для направления его движения в цилиндре. Вследствие неодинакового расширения головки и юбки (головка больше нагревается, а поэтому и больше расширяется) диаметр головки делают меньше диаметра юбки. Юбка поршня в поперечном сечении овальная с меньшей осью овала в плоскости поршневого пальца и большей — в плоскости действия боковых сил, что дает возможность уменьшить зазор между поршнем и цилиндром и исключить стуки при работе холодного двигателя. В средней части поршня в юбке имеются две бобышки 8 для установки поршневого пальца 3. Ось отверстия под поршневой палец в бобышках смещена в правую сторону по ходу автомобиля у двигателя ВАЗ на 2 мм, у двигателя Москвич-2140 Москвич-2141 на 1,5 мм. Такое смещение обеспечивает более плавное перемещение поршня при изменении направления движения в зоне ВМТ при рабочем ходе, что снижает боковое давление поршня на стенку цилиндра и уменьшает износ последнего.

Детали кривошипно-шатунного механизма двигателя автомобиля ВАЗ-2105
Детали кривошипно-шатунного механизма двигателя автомобиля ВАЗ-2105 ВАЗ-2107:
 1 — коленчатый вал; 2 — вкладыш подшипника нижней головки шатуна; 3 — поршневой палец; 4 — шатун; 5 — болт крышки шатуна; 6 —крышка нижней головки шатуна; 7 — головка поршня; 8 —бобышка; 9 —лунки; 10 — маховик; 11 — подшипник ведущего вала коробки передач; 12 — зубчатый венец маховика; 13 — упорное полукольцо; 14 — вкладыши первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников; 15 — вкладыши третьего (центрального) коренного подшипника; 16 — компрессионные кольца; 17 — расширительная пружина; 18 — маслосъемное кольцо; А — противовес; Б — шатунная шейка; В — коренная шейка

На днищах поршней двигателя автомобиля ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 выфрезерованы лунки 9 для предотвращения повреждения деталей механизма газораспределения и самого поршня при возможных ударах о тарелки клапанов в случае обрыва ремня привода распределительного вала, а также при увеличении частоты вращения коленчатого вала свыше установленной", когда пружины клапанов не обеспечивают их своевременное закрытие.

Поршневые кольца, изготовляемые из специального чугуна, имеют разрезы (замки). Два верхних кольца 16 (рис.) являются компрессионными, они служат для уменьшения утечки газов. Верхнее компрессионное кольцо для лучшей приработки хромировано, что одновременно повышает его износостойкость и предотвращает появление задиров на гильзах цилиндров, нижнее — фосфатировано. Третье поршневое кольцо 18 — маслосъемное, на наружной цилиндрической поверхности оно имеет проточку и несколько щелевидных прорезей для отвода излишнего масла, снимаемого со стенок цилиндра, во внутреннюю полость поршня. На внутренней поверхности маслосъемного кольца проточена канавка, в которую устанавливается стальная расширительная пружина 17.

Поршневой палец В (рис.) служит для шарнирного соединения поршня с шатуном. Он выполнен пустотелым и изготовлен из стали, наружная поверхность его цементирована или закалена токами высокой частоты.

От продольного перемещения, в результате которого могут возникнуть задиры на стенках цилиндров, поршневой палец в двигателе ВАЗ зафиксирован в верхней головке шатуна путем горячей посадки. В двигателях «Москвич» палец от продольных перемещений удерживается в бобышках поршня с помощью двух стопорных колец, вставляемых в кольцевые проточки. Последний способ крепления позволяет поршневому пальцу проворачиваться как в верхней головке шатуна, так и в бобышках поршня; поэтому такой палеи называется плавающим.

Шатун 4 (рис.) соединяет поршень с шатунной шейкой коленчатого вала. Он служит для передачи сил давления газов от поршня на коленчатый вал при рабочем ходе, а при осуществлении вспомогательных тактов — усилий от коленчатого вала к поршню. Он представляет собой стержень двутаврового сечения с верхней и нижней головками. Нижняя головка делается разъемной, в нее вставлены тонкостенные вкладыши 3 (у двигателя ВАЗ — сталеалюминиевые, у двигателя «Москвич» — сталеалюминиевые или сталебронзовые). В отверстие верхней головки шатуна двигателя «Москвич» запрессована бронзовая втулка.

Коленчатый вал 1 (рис.) двигателя ВАЗ — пятиопорный, отливается из специального высокопрочного чугуна и устанавливается в коренных подшипниках, имеющих вкладыши 14 и 15. Вкладыши сталеалюминиевые. Они состоят из двух одинаковых половин, которые от проворачивания удерживаются выступами, входящими в соответствующие пазы. Для разгрузки коренных подшипников от действия центробежных сил служат противовесы А, отливаемые вместе с валом. В коренных шейках В, щеках и шатунных шейках В просверлены каналы для подвода масла к шатунным подшипникам. На переднем конце вала двигателя ВАЗ установлены два шкива, от одного из них с помощью зубчатой ременной передачи осуществляется привод распределительного вала, а от другого обычным клиновым ремнем приводятся вентилятор с центробежным водяным насосом и генератор. На этом же конце вала имеются ведущая шестерня привода масляного насоса и маслоотражатель. Все эти детали установлены на сегментных шпонках и закреплены храповиком, ввернутым в передний торец вала. Храповик служит для проворачивания коленчатого вала пусковой рукояткой. На заднем конце коленчатого вала установлен чугунный маховик 10. Передний и задний концы коленчатого вала, выходящие из блока, уплотнены резиновыми двухкромочными сальниками. Отвод масла от сальников достигается с помощью маслоотражателя и маслосъемной резьбы, выполненной на задней шейке вала.

Коленчатый вал двигателя «Москвич» также пятиопорный, откопан из стали, имеет противовесы, пять опорных коренных шеек и четыре шатунные шейки. Для подвода масла к шатунным шейкам в теле вала просверлены каналы с грязеуловительными полостями, закрытыми с наружной стороны заглушками. Коренные подшипники коленчатого вала имеют сменные тонкостенные двухслойные вкладыши, изготовленные из стальной ленты, залитой с одной стороны алюминиевым сплавом. Верхние и нижние коренные вкладыши одинаковые, на рабочей поверхности для прохода масла они имеют кольцевую канавку и два отверстия.

Осевая фиксация коленчатого вала на двигателе ВАЗ-2105 осуществляется упорными полукольцами 13, установленными в гнездо подшипника пятой коренной шейки. На двигателе автомобиля «Москвич-2140» эта фиксация выполнена с помощью упорных полуколец, установленных на третьей коренной шейке вала.

Маховик 10 (рис.) служит для вывода поршней из мертвых точек, обеспечения равномерного вращения коленчатого вала, кроме того, он способствует за счет своей массы плавному троганию автомобиля с места. На его обод напрессован стальной зубчатый венец 12, с помощью которого осуществляется пуск двигателя стартером, На двигателях автомобилей ВАЗ и «Москвич» маховик крепится к фланцу коленчатого вала болтами.

 



Друзья сайта

 Продаем запчасти ВАЗ. Богатый выбор, низкие цены.