Друзья сайта





Приборы системы зажигания автомобиля ВАЗ-2105
Электрооборудование ВАЗ-2105

Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения (поступающего от аккумуляторной батареи или генератора) в ток высокого напряжения. Она представляет собой повышающий трансформатор, по первичной обмотке которого проходит прерывистый ток низкого напряжения, а такой же ток высокого, напряжения вырабатывается во вторичной обмотке.

К основным частям катушки зажигания относятся: сердечник 4 (рис.), первичная 6и вторичная 5 обмотки, карболитовая крышка 2, выводные клеммы 1, добавочный резистор 3 и железный корпус 8 с магиитопроводом. Сердечник набран из изолированных друг от друга полосок мягкой стали. Это необходимо для устранения нагрева сердечника индуктированными в нем вихревыми токами. На автомобиле ВАЗ-2105 добавочный резистор отсутствует. Внутреннее пространство катушки заполнено маслом, улучшающим изоляцию обмоток.

Катушка зажигания автомобиля «Москвич-2140»
Катушка зажигания автомобиля Москвич-2140:
1 - выводные клеммы; 2 - карболитовая крышка; 3 - добавочный резистор; 4 - сердечник; 5 -вторичная обмотка; 6 - первичная обмотка; 7 - картонная трубка; 8 - корпус с магнитопроводом; 9 - фарфоровый изолятор

При работе двигателя с низкой частотой вращения коленчатого вала контакты прерывателя находятся в замкнутом состоянии более длительное время, и ток в первичной обмотке успевает достигнуть своего максимума. В результате включенный в эту цепь резистор 3 нагревается, вследствие чего увеличивается его сопротивление и сила тока в первичной цепи снижается, что уменьшает нагрев катушки зажигания. С увеличением частоты вращения вала двигателя, из-за уменьшения времени замкнутого состояния контактов прерывателя, ток в первичной обмотке не успевает достигнуть максимальной величины, резистор несколько остывает и его сопротивление снижается, ток в первичной обмотке увеличивается.

Во время пуска двигателя стартером дополнительный резистор с помощью тягового реле стартера закорачивается, в первичную обмотку поступает ток большей силы. Это обеспечивает увеличение магнитного потока и позволяет получить более высокое напряжение во вторичной цепи, чем облегчается пуск двигателя.

Распределитель зажигания служит для размыкания цепи низкого напряжения и распределения тока высокого напряжения по свечам зажигания в соответствии с порядком работы двигателя. Он состоит из прерывателя и распределителя.

На автомобиле Москвич-2140 и Москвич-2141 устанавливается распределитель зажигания Р118 или Р147. Его прерыватель состоит из чугунного корпуса 26 (рис.), внутри которого помещается приводной валик 24, соединенный через центробежный регулятор опережения зажигания с кулачком 17, неподвижного опорного диска 28 и подвижного диска 12. Снаружи на корпусе укреплены вакуумный регулятор 6 опережения зажигания, октан-корректор и конденсатор 13. На подвижном диске установлены: стойка 8 с неподвижным контактом, соединенным с "массой", подвижный контакт 9, изолированный от "массы" и соединенный проводом 3 с изолированной клеммой 14 низкого напряжения, и фильц 16 для смазки кулачка. Неподвижный контакт установлен на специальной стойке, закрепленной на диске винтом. Стойка вместе с контактом может перемещаться с помощью эксцентрикового винта 15, что дает возможность регулировать зазор между контактами. Подвижный контакт пластинчатой пружины 10 прижимается к неподвижному.

Распределитель  зажигания автомобиля «Москвич-2140»

 

Распределитель зажигания автомобиля Москвич-2140 Москвич-2141:
1, 2 - верхняя и нижняя пластины октан-корректора; 3 - провод; 4 - винт крепления стойки неподвижного контакта; 5 - колпачковая масленка; 6 - вакуумный регулятор; 7 - винт крепления пружины рычажка; 8 - стойка с неподвижным контактом; 9 - подвижный контакт; 10 - пластинчатая пружина; 11 - замочная шайба; 12 - подвижный диск; 13 - конденсатор; 14 - клемма низкого напряжения; 15 - эксцентриковый винт; 16 - фильц; 17 - кулачок; 18-отверстие для смазки; 19 - контактный уголек; 20- крышка распределителя; 21 - ротор; 22 - защелка крышки; 23 - пружина грузика; 24 - приводной валик; 25 - болт крепления пластины октан-корректора; 26 - корпус прерывателя; 27- грузик центробежного регулятора опережения зажигания; 28 - неподвижный опорный диск

При вращении валика кулачок своими выступами периодически отжимает подвижный контакт, прерывая цепь тока низкого напряжения. Замыкание контактов осуществляется пластинчатой пружиной 10. Нормальный зазор между контактами прерывателя, находящимися в полностью разомкнутом состоянии, должен быть в пределах 0,35...0,45 мм. Число выступов на кулачке соответствует числу цилиндров, а частота вращения валика вдвое меньше частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Распределитель состоит из ротора 21 с разносной пластиной, карболитовой крышки 20 с выводными боковыми клеммами и центральной клеммой с контактным угольком и подавительным резистором, уменьшающим помехи радиоприему. Внутри ротора имеется срез, с помощью которого он фиксируется в определенном положении на кулачке и вращается вместе с ним. В гнездо центральной клеммы распределителя вставляют провод высокого напряжения, идущий от катушки зажигания. От боковых выводных клемм провода присоединяются к свечам зажигания в порядке работы двигателя по направлению вращения ротора.

Ток высокого напряжения, индуктированный во вторичной обмотке катушки зажигания, поступает через контактный уголек на пластину ротора, а затем через воздушный зазор (0,4...0,8 мм) на боковую выводную клемму и по проводу высокого напряжения на свечу зажигания. При последующем размыкании контактов ротор повернется, и разносная пластина расположится против очередной боковой клеммы.

На автомобиле ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107 установлен распределитель зажигания Р125Д, снабженный октанкорректором, вакуумным и центробежным регуляторами, опорная пластина 7 (рис.) последнего с подвижными грузиками установлена на шлицах верхнего конца приводного валика под ротором 8. Ротор прикреплен к пластине кулачка 16 прерывателя двумя винтами. Контакты расположены на подвижном диске. Для регулировки величины зазора между ними стойка с неподвижным контактом может перемещаться с помощью отвертки, лезвие которой устанавливают в специальный паз 20 подвижной пластины после ослабления двух стопорных винтов 19. Тяга 6 соединяет подвижный диск 18 прерывателя с вакуумным регулятором опережения зажигания.

Распределитель  зажигания автомобиля ВАЗ-2105
Распределитель зажигания автомобиля ВАЗ-2105:
1 - приводной валик; 2 - маслоотражательная муфта; 3- фильц; 4 - вакуумный регулятор опережения зажигания; 5 - диафрагма; 6 - тяга вакуумного регулятора; 7 - опорная пластина центробежного регулятора; 8 - ротор распределителя; 9 - боковой электрод и клемма; 10 - крышка распределителя; 11 - центральная клемма; 12- контактный уголек; 13 - резистор; 14 - разносная пластина ротора; 15 - грузик центробежного регулятора; 16 - кулачок; 17 - подвижная пластина неподвижного контакта; 18 - подвижный диск прерывателя; 19 - стопорный винт; 20 - паз подвижной пластины; 21 - конденсатор; 22 - корпус

Опережением зажигания называется воспламенение рабочей смеси до момента достижения поршнем ВМТ в такте сжатия. Сгорание рабочей смеси в цилиндре двигателя происходит очень быстро - в течение 1/500... 1/1000 с. Однако с увеличением частоты вращения коленчатого вала средняя скорость движения поршня значительно возрастает, а скорость сгорания рабочей смеси данного состава остается почти неизменной, и за время сгорания смеси поршень успевает отойти от ВМТ вниз на большую величину. В этом случае сгорание смеси произойдет в большом объеме, давление газов на поршень уменьшится, и двигатель не будет развивать на этом режиме полной мощности. Поэтому с увеличением частоты вращения коленчатого вала рабочую смесь нужно воспламенить с опережением, т. е. до подхода поршня к ВМТ с таким расчетом, чтобы смесь полностью сгорела к моменту перехода поршнем ВМТ (при наименьшем объеме). Чем выше частота вращения коленчатого вала" тем больше должно быть опережение зажигания. Кроме того, при одной и той же частоте вращения коленчатого вала опережение зажигания должно уменьшаться с открытием дроссельных заслонок и увеличиваться при их закрытии. Это объясняется тем, что при открытии дроссельных заслонок увеличивается количество горючей смеси, поступающей в цилиндры, и одновременно уменьшается количество остаточных газов, вследствие чего повышается скорость сгорания рабочей смеси. При закрытии дроссельных заслонок, наоборот, количество горючей смеси уменьшается, а количество остаточных газов в цилиндрах двигателя увеличивается, в результате чего скорость сгорания смеси уменьшается.

Центробежный регулятор опережения зажигания ВАЗ-2105
Центробежный регулятор опережения зажигания ВАЗ-2105:
 а - при низкой частоте вращения коленчатого вала; б - при высокой частоте вращения коленчатого вала; 1 - кулачок; 2 - грузик; 3 - планка; 4 - вал привода; б - штифт; 6 - пружина; 7 - ось грузика

Опережение зажигания автоматически изменяется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала с помощью центробежного регулятора, состоящего из двух грузиков 2 (рис.,а), которые надеваются на оси 7, укрепленные на пластине приводного вала 4, и стягиваются двумя пружинами 6. На грузиках имеются штифты 5, которые входят в прорези планки 3 кулачка 1 прерывателя.

При повышении частоты вращения коленчатого вала грузики 2 под действием центробежной силы расходятся в стороны и поворачивают планку 8 с кулачком 1 в сторону его вращения на некоторый угол (рис., б), чем и обеспечивается более раннее размыкание контактов прерывателя, т. е. зажигание становится более ранним, опережение увеличивается.

В зависимости от степени открытия дроссельных заслонок опережение зажигания изменяется также автоматически с помощью вакуумного регулятора, состоящего из двух крышек 4 и 6 (рис.) с тягой 8, второй конец которой соединен с подвижным диском прерывателя 10. Диафрагма отжимается в сторону прерывателя пружиной 3. Полость с одной стороны диафрагмы сообщена с атмосферой, а с другой с помощью штуцера 1 и трубопровода - с карбюратором.

Вакуумный регулятор опережения зажигания ВАЗ-2105
Вакуумный регулятор опережения зажигания ВАЗ-2105 ВАЗ-2107:
а — при увеличении нагрузки; б — при уменьшении нагрузки; 1 — штуцер вакуумного трубопровода; 2 — гайка; 3 — пружина; 4, 6 — крышки; 5 — диафрагма; 7 — винт; 8 — тяга; 9 — штифт; 10 — подвижный диск прерывателя

В зависимости от степени открытия дроссельных заслонок изменяется величина разрежения в корпусе вакуумного регулятора. При закрытии заслонок разрежение увеличивается, диафрагма 5, преодолевая сопротивление пружины 3, прогибается наружу и через тягу 8 поворачивает подвижный диск 10 в сторону увеличения опережения зажигания; при открытии заслонок разрежение уменьшается, пружина выгибает диафрагму в противоположную сторону, и она поворачивает диск 10 прерывателя в сторону уменьшения опережения зажигания.

Кроме автоматического опережения зажигания, имеется ручное, устанавливаемое в зависимости от октанового числа топлива с помощью октан-корректора. На автомобиле "Москвич" он состоит из нижней 2 и верхней 1 пластин (см. рис.). Верхняя пластина закреплена на корпусе 25 прерывателя, а нижняя крепится к блоку цилиндров. Обе пластины соединены между собой болтом 25. Для увеличения опережения зажигания корпуса 26 прерывателя при ослабленном болте поворачивают против направления вращения ротора на одно-два деления шкалы, имеющейся на нижней пластине, а для уменьшения - в обратную сторону.

На автомобиле ВАЗ-2105 октан-корректор представляет собой диск 5 (рис.) с делениями, установленный на корпусе 3 распределителя зажигания. В неподвижном положении диск удерживается стопорной пластиной 1, крепящейся на шпильке гайкой 2. Поворотом диска при ослабленной гайке 2 осуществляется поворот корпуса в сторону знака "+" для увеличения опережения зажигания или в сторону знака "-" - для его уменьшения.

Октан-корректор распределителя  зажигания двигателя ВАЗ-2105
Октан-корректор распределителя зажигания двигателя ВАЗ-2105 ВАЗ-2107:
1 — стопорная пластина; 2 — гайка; 3 — корпус распределителя зажигания; 4 — вакуумный регулятор опережения зажигания; 5 — диск с делениями

При размыкании контактов прерывателя в первичной обмотке катушки зажигания появляется ЭДС самоиндукции, которая вызывает искрение между контактами и стремится поддержать ток в первичной цепи, препятствуя быстрому исчезновению магнитного поля. В результате этого во вторичной обмотке будет индуктироваться недостаточная ЭДС. Для предохранения контактов прерывателя от обгорания и увеличения ЭДС во вторичной обмотке катушки зажигания параллельно контактам прерывателя включается конденсатор. В начале размыкания контактов конденсатор заряжается, за счет чего уменьшается искрение между контактами. При полном размыкании контактов конденсатор будет разряжаться через первичную обмотку катушки зажигания, создавая импульс тока обратного направления, вследствие чего ускоряется уничтожение магнитного поля и значительно повышается ЭДС, индуктируемая во вторичной обмотке катушки.

Конденсатор состоит из двух обкладок, представляющих собой тонкие слои алюминия, напыленного на обе стороны промасленной бумажной ленты, или двух лент из алюминиевой фольги 3 (рис.,а), также изолированных друг от друга парафинированной бумагой 2. Одна обкладка через корпус / конденсатора соединяется с "массой", а от другой - выводится изолированный проводник 4 для присоединения к клемме подвижного контакта прерывателя.

Конденсатор, свеча зажигания и наконечник свечи
Конденсатор, свеча зажигания и наконечник свечи:
а - конденсатор: 1 - корпус конденсатора; 2 - парафинированная бумага; 3 -алюминиевая фольга; 4 - изолированный проводник; б - свеча зажигания: 1 - изолятор; 2-корпус; 3- прокладка; 4 - центральный электрод; 5 - боковой электрод; в - наконечник: 1 - резьбовой стержень; 2 - корпус наконечника; 3 - подавительный резистор; 4 - пружинное кольцо; 5 - контактная втулка

Свеча зажигания служит для воспламенения рабочей смеси в цилиндре двигателя. Она состоит из стального корпуса 2 (рис., б), внутри которого устанавливается керамический изолятор 1. Внутри изолятора помещается центральный электрод 4, верхняя часть которого стальная, а нижняя выполнена из сплава никеля и марганца. Боковой электрод 5 изготавливают также из сплава никеля и марганца.

На автомобиле Москвич-2140 и Москвич-2141 провода высокого напряжения укрепляются на центральных электродах свечей с помощью специальных пластмассовых наконечников с установленными в них подавительными резисторами 3 (рис.,б).

Выключатель (замок) зажигания замыкает и размыкает электрические цепи: низкого напряжения, контрольно-измерительных приборов, стартера, а также приборов, имеющих свои выключатели (отопитель, стеклоочиститель" радиоприемник и др.). Замок препятствует включению зажигания посторонним лицом.

 



Друзья сайта