Друзья сайта





Маневрирование
Управление ВАЗ-2105

Маневрирование включает в себя перестроение в рядах движения, повороты, развороты и постановку автомобиля на заданное место. Во время движения автомобиля постоянно возникает необходимость в смене полосы движения (для поворотов, остановок, движения по свободному ряду и т. п.). Меры безопасности независимо от причин перестроения и числа полос едины и заключаются в обязательной подаче предупредительного сигнала перед выездом из занимаемого ряда, пропуске транспортных средств, движущихся в прямом направлении, а при одновременном взаимном перестроении в соседних рядах — находящихся справа.

Основным и обязательным условием для безопасного движения является исключение внезапного изменения месторасположения транспортного средства в ряду или направления движения без предварительного включения указателей поворота.

Следует взять за правило следующий порядок перестроения: сначала подать сигнал поворота (налево или направо в зависимости от дальнейшего направления движения), затем, не изменяя направление движения автомобиля, с помощью зеркала заднего вида и поворотом головы влево (вправо) убедиться, что тот ряд, куда необходимо перейти, свободен, и только после этого плавно перестроиться в нужный ряд. Наилучшая траектория движения при смене полосы — это очень плавная кривая (почти прямая), состоящая из закруглений большого радиуса. Траектория движения при перестроениях Правилами дорожного движения не регламентируется.

В интенсивном и плотном городском дорожном потоке, когда заняты все ряды, водители перестраиваются постепенно, переходя из ряда в ряд под острым углом. Следует иметь в виду, что это надо делать последовательно, соблюдая изложенный выше порядок перестроения.

При маневрировании нельзя резко снижать скорость движения, так как это может вызвать задержку других транспортных средств.

Опытные водители, пристраиваясь с минимально безопасной дистанцией между движущимися автомобилями основного потока, меняют полосы движения постепенно. Убедившись, что дистанция до находящегося сзади автомобиля достаточна, после подачи сигнала чуть выворачивают руль в сторону съезда. Убедившись через зеркало заднего вида, что маневр понят водителем сзади и он несколько снизил скорость, перестраиваются на соседнюю полосу. Если же водитель транспорта, идущего сзади, увеличивает скорость и с помощью сигнала или светом фар сигнализирует об этом, то следует спокойно вернуться в свой ряд.

Важным элементом маневрирования являются повороты. Выполняются они только из крайнего ряда движения, ближайшего к направлению поворота. При наличии соответствующего дорожного знака или линий разметки можно осуществлять поворот и из нескольких крайних рядов.

Повороты налево следует начинать из ближайшего к осевой линии ряда и заканчивать в любом свободном от движения транспортных средств ряду дороги, на которую осуществляется поворот. Основное правило при повороте налево — это не оказаться после поворота на полосе встречного движения.

При повороте направо не следует забывать, что колеса автомобиля описывают окружность разного радиуса. Поэтому угол поворота передних колес выбирают таким, чтобы задние колеса, движущиеся по окружности меньшего радиуса, не наехали на препятствие. Об этом следует помнить, двигаясь, например, за грузовым автомобилем, водитель которого подает сигнал поворота направо, а сам несколько смещается влево. Пытаться проскочить между ним и тротуаром ни в коем случае нельзя. Водитель грузовика выбирает такую траекторию движения, чтоб беспрепятственно заехать во двор. При этом видимость справа у него резко ограничена.

При повороте не следует рулевое колесо поворачивать больше, чем это необходимо. Излишний поворот рулевого колеса вынудит вращать его в противоположную сторону. Автомобиль при этом как бы «рыскает» по дороге, что сразу выдает малоопытного водителя.

На крутых, закрытых для обозрения поворотах следует заранее, на подъезде к повороту, перейти на пониженную передачу. При этом у водителя освобождаются обе руки и он всецело может сосредоточиться на повороте. Повороты, даже самые плавные, не надо производить на большой скорости, так как перекресток — это пересечение транспортных и людских потоков, где возможно неожиданное появление пешеходов или транспортных средств.

На закруглениях дороги надлежит особо тщательно выдерживать рядность и не выезжать на полосу встречного движения.

Перед входом в поворот необходимо обязательно снизить скорость (как правило, перейти на пониженную передачу). Всегда следует помнить, что скорость прохождения поворота определяется не скоростью входа в поворот, а главным образом скоростью выхода из него. В момент входа в поворот торможение должно быть закончено. После этого водитель производит быстрый поворот рулевого колеса на угол, необходимый для поворота. Так как скорость движения автомобиля мала, то несмотря на крутой поворот сила инерции не велика и не вызывает потери устойчивости. Одновременно с поворотом рулевого колеса при входе в поворот водитель начинает плавно увеличивать частоту вращения вала двигателя, нажимая на педаль подачи топлива. На выходе из поворота автомобиль должен занять положение, соответствующее движению по прямой. При такой технике траектория поворота имеет короткий участок малого радиуса на входе в поворот и длинную плавную кривую на выходе, по которой автомобиль движется, набирая скорость.

Поворот для следования в обратном направлении называется разворотом. Его выполняют в зависимости от ширины проезжей части прямым поворотом либо с применением заднего хода.

Выполнение разворота, как и поворота налево, предусматривается Правилами дорожного движения из крайней левой полосы. Как исключение, разрешается разворот от правого края проезжей части, если ее ширина недостаточна для разворота из левой полосы. Однако в этом случае водитель обязан уступить дорогу как попутным, так и встречным транспортным средствам.

Перед разворотом вне населенного пункта необходимо убедиться, что автомобиль находится на достаточном расстоянии от вершины подъема (перелома) или закругления дороги и внезапное появление другого транспортного средства на его пути исключено.

На улицах и дорогах небольшой ширины разворот осуществляется с применением заднего хода.

Место для разворота должно быть выбрано на прямом, желательно горизонтальном участке дороги, хорошо просматриваемом в обе стороны. При выполнении разворота нельзя забывать о своевременной и правильной подаче сигналов поворота (маневрирования).

Успешность выполнения разворота зависит от следующих условий: умения быстро, на ходу сопоставить величину радиуса поворота с шириной проезжей части и выбрать место, наиболее удобное для разворота; быстроты вращения рулевого колеса в нужную сторону при выполнении маневра; движения при достаточных тяговых усилиях на ведущих колесах автомобиля, что достигается включением низшей передачи; быстрого вращения рулевого колеса в обратную сторону перед остановками автомобиля в крайних положениях.

Разворот с применением заднего хода выполняют по возможности за минимальное время с тем, чтобы не мешать проезду транспортных средств. В то же время должны быть соблюдены все требования безопасности, особенно при движении задним ходом.

Для разворота в узком проезде с применением заднего хода следует: заранее наметить место для разворота, наиболее отвечающее требованиям быстрого выполнения маневра, включить указатели поворота. Снизить скорость, при необходимости перейти на низшую передачу. Для максимального использования ширины проезжей части принять насколько возможно вправо к тротуару и остановиться. Включить указатели поворота и первую передачу, осмотреться. Если дорога свободна, плавно тронувшись с места, энергично повернуть рулевое колесо налево, направляя автомобиль к противоположной стороне проезжей части. Перед самой остановкой, не доезжая 1 м до противоположной стороны и энергично действуя рулевым колесом, повернуть колеса в обратную сторону. Остановившись, осмотреться, затем направить автомобиль задним ходом к противоположной стороне проезда, соблюдая повышенную осторожность. Не доезжая 1 м до противоположной стороны, энергично действуя рулевым колесом, снова повернуть колеса в обратную сторону. Включить низшую передачу, осмотреться, направить автомобиль вперед к правой стороне дороги и двигаться в обратном направлении. Если одного такого маневра окажется недостаточно, нужно повторить его.

Нельзя поворачивать рулевое колесо, находясь на месте. Необходимо, чтобы автомобиль двигался хотя бы с минимальной скоростью, это облегчает маневр, снижает износ шин передних колес и деталей рулевого управления.

При достижении некоторых навыков разворот можно производить при обеспечении полной безопасности и с ходу, минуя промежуточные остановки, но только обеспечив полную безопасность движения. Для ускорения разворота в узких проездах рекомендуется использовать арки, ворота, различные уширения дороги.

При движении автомобиля задним ходом у водителя ограничена видимость. Поэтому нельзя полагаться только на зеркало заднего вида, так как в нем не будут видны находящиеся за автомобилем помехи — мотоцикл, детская коляска и т. п. В этой связи прежде чем начинать движение задним ходом, необходимо выйти из автомобиля, обойти его вокруг и убедиться, что путь свободен.

Прежде всего следует научиться управлять автомобилем, двигаясь задним ходом по прямой, без резких отклонений в стороны, а затем можно переходить к разворотам.

При движении задним ходом следует обеспечить полный контроль над автомобилем, что в значительной степени зависит от правильного пользования сцеплением. При маневрировании в ограниченном пространстве и необходимости ехать медленно можно двигаться с полувыжатым сцеплением. Злоупотреблять этим приемом не следует во избежание перегрева дисков сцепления и их повышенного износа.

Следует отрабатывать навыки в управлении автомобилем одной рукой: при наблюдении за дорогой через левое плечо — правой, при наблюдении через правое плечо — левой. При наблюдении за дорогой через приоткрытую переднюю дверь левой рукой необходимо надежно удерживать дверь, а правой — управлять автомобилем.

Включать передачу заднего хода можно лишь после того, как автомобиль остановился. Попытка включить передачу заднего хода во время движения вперед может привести к поломке зубьев шестерен в коробке передач.

При ограниченной обзорности или плохой видимости следует воспользоваться для наблюдения за дорогой помощью других лиц. Необходимо помнить, что управлять автомобилем при движении задним ходом сложнее, чем передним. Для сохранения намеченного направления нельзя резко поворачивать рулевое колесо, все выравнивания автомобиля осуществляют плавным вращением рулевого колеса. Повороты при движении задним ходом выполняются так же, как и при движении передним. Если надо повернуть автомобиль влево, то и рулевое колесо вращают в левую сторону, для поворота направо — в правую сторону. Во время поворота задним ходом переднее колесо описывает кривую наибольшего радиуса, поэтому необходимо следить за тем, чтобы оно не задело за препятствие, мимо которого свободно прошло заднее колесо. Водитель должен знать, что при повороте автомобиля задним ходом его передняя часть будет направляться в противоположную сторону. Поэтому при въезде в ворота или гараж задним ходом следует смотреть не только назад, но и вперед, проверяя по крылу движение передней части автомобиля, чтобы не задеть ею какое-нибудь препятствие. При въезде в ворота арочного типа автомобиль направляют возможно ближе к левому углу ворот, а при въезде в ворота тоннельного типа — вдоль левой стороны. Поворачивая для въезда в ворота и выезда из них, недопустимо срезать угол, необходимо учитывать радиус поворота заднего колеса. Для въезда задним ходом в ворота достаточно проехать мимо ворот на расстоянии двойной длины автомобиля.

Важнейшее правило, которое всегда следует помнить при повороте передним ходом, — это следить за прохождением заднего колеса, а при повороте задним ходом — переднего.

С ростом автомобильного парка появилась в городах проблема нахождения места для постановки автомобиля на стоянку. Часто можно наблюдать, как вдоль тротуара стоят автомобили, расстояние между которыми 1,5...2,0 м. Площадь занята большая, а машин мало. При постановке автомобиля с ходу вдоль тротуара движение надо рассчитать так, чтобы автомобиль расположился параллельно тротуару, но не вплотную и не очень далеко от него (на расстоянии не более 15 см). Небольшой зазор между бортом тротуара и колесом необходимо во избежание повреждения боковин покрышки и декоративных колпаков колес, а также для облегчения последующего отъезда от тротуара.

Постановку автомобиля вдоль тротуара между двумя стоящими автомобилями лучше осуществлять задним ходом. Свободное пространство в любом случае должно быть не менее полуторной длины автомобиля. При этом проезжают вперед вдоль ряда и останавливаются у автомобиля, сзади которого имеется свободное место для стоянки, с интервалом (между машинами) около 0,5 м так, чтобы задние оси обоих автомобилей находились примерно на одной прямой. При этом не следует забывать включить указатели поворота направо. Затем включают передачу заднего хода и, медленно начиная движение, поворачивают рулевое колесо вправо. Одновременно необходимо следить за движением попутных транспортных средств в смежном левом ряду, так как передняя часть автомобиля будет смещаться влево. Как только правая передняя дверь кузова поравняется с багажником впереди .стоящего автомобиля, рулевое колесо следует повернуть влево, продолжая движение, а затем, миновав стоящий автомобиль, повернуть его обратно настолько, чтобы между стоящим сзади автомобилем и бампером осталось примерно 10 см. Затем, медленно двигаясь вперед, надо продолжать поворачивать рулевое колесо вправо так, чтобы автомобиль разместился параллельно тротуару. Автомобиль следует остановить, как только до впереди и сзади стоящих автомобилей будут равные расстояния.

При постановке автомобиля на ограниченной площадке всегда следует помнить о том, чтобы обеспечить своим соседям свободу маневра при выезде со стоянки.

При постановке своего автомобиля между другими автомашинами надо соблюдать такие расстояния, которые бы позволяли свободно открывать двери.

При остановках и стоянках на подъемах и спусках необходимо принимать меры, исключающие самопроизвольное движение (скатывание) автомобиля. Для этого затормаживают автомобиль стояночным (ручным) тормозом, включают пониженную передачу либо передачу заднего хода, подкладывают под колеса упоры. У борта тротуара передние колеса на подъеме поворачивают налево до упора правого переднего колеса в бортовой камень (на спуске — наоборот).

На стоянках многие водители вместо стояночного тормоза включают пониженную передачу или передачу заднего хода. Если пользоваться этим приемом постоянно, то при пуске двигателя необходимо выключать сцепление.

При трогании с места на подъеме следует нажимать на педаль подачи топлива несколько больше, чем в начале движения на ровной дороге. Степень нажатия на педаль зависит от крутизны подъема, загрузки автомобиля, состояния дороги. Одновременно отпускают педаль сцепления и рычаг стояночного тормоза. По мере отпускания рычага стояночного тормоза увеличивают частоту вращения вала двигателя. Если стояночный тормоз будет отпущен раньше, чем включено сцепление, автомобиль начнет двигаться назад, под уклон. Если же сцепление включить раньше, чем будет отпущен тормоз, нагрузка на двигатель настолько возрастет, что, он заглохнет. Вот почему так важна синхронность действий, точное безошибочное выполнение приемов.

Те водители, которые освоили управление педалями «газа» и тормоза одной ногой, могут трогаться на подъеме, не пользуясь стояночным тормозом. Постепенно увеличивая частоту вращения вала двигателя и включая сцепление, уменьшают нажатие на педаль тормоза, а в момент трогания автомобиля с места совсем прекращают нажатие на педаль тормоза.

 



Друзья сайта