Друзья сайта





Движение по грунтовым дорогам
Управление ВАЗ-2105

Как правило, полотно такой дороги либо ничем не улучшено, либо для закрепления покрыто песком или гравием, в последнем случае дорога называется грунтовой, улучшенной.

Преодоление участков грунтовых дорог зависит от сезонно-климатических и почвенных условий, а также мастерства водителя.

В увлажненном состоянии глина и чернозем становятся пластичными, на них резко снижается коэффициент сцепления, под воздействием давления колес образуются колеи. Проходимость песчаных участков при увлажнении, наоборот, повышается.

Движение по сухой грунтовой дороге не представляет для водителя особых затруднений. Следует только быть внимательным, так как на дороге могут попадаться засохшие валки земли. О них можно повредить детали рулевого управления или картер двигателя.

В жаркое летнее время на сухой грунтовой дороге образуется большое количество пыли, которая, поднимаясь, ухудшает видимость.

Особенно сложным является движение по грунтовым дорогам во время распутицы. Для успешного управления автомобилем в этих условиях важно уметь правильно выбирать направление движения, требуемую передачу и скорость движения. Очень полезно использовать различные приспособления, повышающие проходимость автомобиля. Чтобы успешно преодолеть трудный участок грунтовой дороги, важно обеспечить непрерывность силы тяги на ведущих колесах путем своевременного перехода на пониженную передачу. Запаздывание ведет к потере скорости и застреванию автомобиля.

Лучше всего выбирать для движения такой участок на дороге, грунт которого меньше размок. На загрязненном участке рекомендуется двигаться по колее, так как плотность грунта в ней больше и, следовательно, меньше опасность буксования. Однако колеи очень часто набивают грузовые автомобили. Поэтому ширина и глубина такой колеи не подходят для легковых автомашин. В этом случае полезно двигаться, пропуская колею между колесами автомобиля. Следует следить за тем, чтобы автомобиль не снесло в колею. Если колеса все же попали в глубокую колею, то лучше остановиться, расчистить под ведущими колесами полотно дороги, подложить под колеса ветки, доски и выехать из колеи. Иногда бывает полезным для этого поддомкратить автомобиль.

Следует избегать движения по густой грязи, которая оказывает значительное сопротивление, лучше подбирать для движения участки с жидкой грязью, которые следует преодолевать на низшей передаче с постоянной частотой вращения вала двигателя.

Большие трудности возникают при движении по мокрой глинистой дороге, мокрая глина налипает на колеса, заполняет грунтозацепы протектора и значительно снижает коэффициент сцепления. Ведущие колеса буксуют или скользят по поверхности дороги, возникает опасность сползания автомобиля в кювет. Преодолевать такие участки следует на пониженной передаче, двигаясь с малой скоростью, без остановок, не делая резких поворотов рулевым колесом.

Участки грунтовой дороги бывают залиты водой, под которой находятся камни, промоины, ямы. Если такой участок не знаком, то надо сначала убедиться, что под водой нет каких-либо сюрпризов и глубина лужи позволяет преодолеть ее. При переезде через ухабы и выбоины следует стремиться к тому, чтобы не было перекоса автомобиля и нагрузка на колеса была одинакова, это позволит уменьшить буксование.

Определенную сложность для водителя представляет преодоление на грунтовой дороге спусков и подъемов. Подъем следует преодолевать, включив заранее пониженную передачу, без остановок и переключений передач. Если же переключение необходимо, то это нужно сделать быстро, чтобы автомобиль не потерял скорость. На крутых спусках двигаться следует медленно, осторожно поворачивая рулевое колесо, так как нагрузка на задние колеся, уменьшается и автомобиль может потерять устойчивость. Двигаться на спусках рекомендуется на низшей передаче, периодически притормаживая.

Если автомобиль застрял, можно попытаться вывести его путем раскачки, т. е. быстрым переключением передач переднего и заднего хода: вперед — назад, вперед — назад. При этом нужно следить за тем, чтобы передние колеса стояли прямо, так как самый небольшой их поворот существенно увеличивает сопротивление движению. Если буксует одно из ведущих колес, следует вывесить это колесо и подложить под него камни, ветки, доски.

Глубокие канавы и рвы нужно проезжать на самой малой скорости, не допуская сильных толчков и ударов. Ложбины лучше преодолевать с разгона, под некоторым углом.

Во избежание опрокидывания автомобиля при движении через косогор с боковым уклоном следует ехать только по сухому грунту на пониженной передаче, причем крутизна косогора не должна превышать допустимый для данного автомобиля наклон.

Двигаться по пашне следует на низшей передаче вдоль борозды или чуть наискось, надежно удерживая рулевое колесо. Следует помнить, что в стерне могут быть крупные камни и кочки. Во избежание повреждения деталей автомобиля не следует ехать по плохо просматриваемому загущенному травою участку.

Лесные дороги имеют глубокие колеи, крутые повороты, лужи. На этих дорогах автомобиль рекомендуется вести осторожно, на пониженных передачах. Следует соизмерять выступающие корни деревьев, пни с дорожным просветом автомобиля, чтобы не повредить рулевые тяги, тормозные шланги, шины.

Небольшие песчаные участки рекомендуется преодолевать с разгона. Продолжительное движение но песку следует осуществлять на низшей передаче, без остановок и переключения передач, при средней частоте вращения коленчатого вала. Любое буксование на песчаных участках недопустимо, так как колеса все больше и больше будут зарываться в песок.

Для вывода забуксовавшего в рыхлом песке автомобиля можно несколько снизить давление в шинах.

 



Друзья сайта