Друзья сайта





Аккумуляторная батарея ВАЗ-2105
Электрооборудование ВАЗ-2105

Для питания приборов электрооборудования при малой частоте вращения коленчатого вала или при неработающем двигателе используется химический источник тока - аккумуляторная батарея. Аккумуляторная батарея обладает свойством после разряда восстанавливать свою способность отдавать ток во внешнюю цепь, если через нее пропустить ток в обратном направлении, т. е. произвести ее заряд.

Аккумуляторная батарея состоит из шести свинцово-кислотных двухвольтовых аккумуляторов, соединенных между собой последовательно, что обеспечивает получение в цепи рабочего напряжения 12 В. Все аккумуляторы размещаются в общем баке 8 (рис.), разделенном внутренними перегородками на шесть ячеек. На дне бака имеются ребра 15, на которые опираются пластины аккумуляторов. Материалом для бака является кислотоупорная пластмасса или эбонит.

Аккумуляторная батарея
Аккумуляторная батарея:
1 - минусовая пластина; 2 - сепаратор; 3 - плюсовая пластина; 4 - предохранительный щиток; 5 - перемычка блока плюсовых пластин; 6, 7, 14 - полюсные штыри; 8 -бак; 9 - мастика; 10 - пробка заливного отверстия; 11 - крышка; 12 - перемычка; 13 - вентиляционное отверстие; 15 - ребра

Аккумулятор состоит из полублоков плюсовых 3 и минусовых 1 пластин, изолированных друг от друга сепараторами 2, изготовленными из пористых пластмасс. Пластины отливаются в виде решеток из свинца с добавлением 7...8 % сурьмы для механической прочности. В решетку пластин впрессовывают активную массу, приготовленную на водном растворе серной кислоты из окислов свинца - свинцового сурика (Рb304) и свинцового глета (РbО) для положительных пластин и свинцового порошка - для отрицательных пластин. Для увеличения емкости аккумулятора и уменьшения его внутреннего сопротивления одноименные пластины соединяют в полублоки, заканчивающиеся выводными полюсными штырями 7 и 14.

Полублоки с положительными и отрицательными пластинами собираются в блок таким образом, что положительные пластины располагаются между отрицательными, поэтому последних всегда на одну больше. Это позволяет лучше использовать активную массу положительных пластин и предохраняет крайние положительные пластины от коробления и разрушения. Сепараторы устанавливаются между пластинами так, чтобы их ребристая сторона была обращена к поверхности положительных пластин, обеспечивая тем самым лучшее поступление к ним электролита. Сверху пластины покрываются перфорированным пластмассовым предохранительным щитком 4. Собранный аккумулятор помещают в отделение бака, закрываемое крышкой 11, имеющей отверстия для выхода полюсных штырей и для заливки электролита, последнее закрывается резьбовой пробкой 10. В пробке имеется вентиляционное отверстие, сообщающее внутреннюю полость аккумулятора с атмосферой. Зазоры между крышками и стенками бака заполняются битумной мастикой 9. Аккумуляторы соединяются между собой свинцовыми перемычками 12. Полюсные штыри 7 и 14 (плюсовой и минусовой) крайних аккумуляторов предназначены для включения батареи в цепь электрооборудования автомобиля. Некоторые аккумуляторные батареи имеют специальные вентиляционные отверстия 13. В этом случае пробка 10 заливного отверстия делается герметичной.

В аккумуляторы заливается электролит, состоящий из химически чистой серной кислоты (Н2S04) и дистиллированной воды.

Плотность электролита в аккумуляторах указана в таблице.

 

Плотность электролита при температуре 25° С, г/см3

 Климат

 Полностью заряженная аккумуляторная батарея

 Степень разряженности аккумуляторной батареи, % 

25

50

Умеренный

1,280

1,240

1,200

Тропический

1,230

1,180

1,140

 

При пропускании через батарею постоянного тока (заряд) в аккумуляторах происходит процесс преобразования электрической энергии в химическую, что выражается в изменении состава) активной массы (на положительных пластинах образуется перекись свинца Рb02, а на отрицательных - губчатый свинец Рb) и увеличении плотности электролита. При разряде происходит обратный химический процесс, при котором понижается плотность электролита, а активная масса на тех и других пластинах превращается в сернокислый свинец (РbS04). Поскольку плотность электролита определяет развиваемую аккумулятором ЭДС, ее величина позволяет судить о степени заряженности батареи. Плотность зависит от температуры электролита, уменьшаясь приблизительно на 0,01 г/см3 при повышении температуры на 15 °С. При расчетах плотности электролита обычно приводят к температуре плюс 25 °С. Для предотвращения замерзания электролита при эксплуатации аккумуляторной батареи в зимних условиях плотность регламентируется в зависимости от климатических условий в соответствии с данными таблицы..

Номинальной емкостью аккумуляторной батареи называется количество электричества, которое может отдать полностью заряженная батарея при разряде током 20-часового режима, температуре электролита 18...27°С и начальной его плотности 1,28±0,01 г/см3 до напряжения 10,5 В. Емкость измеряется в ампере часах (А*ч) и зависит от количества и размера параллельно соединенных пластин, силы разрядного тока, а также от температуры электролита. Чем больше размер и количество пластин, меньше сила разрядного тока и выше температура электролита, тем большую емкость может отдать аккумуляторная батарея при разряде. При понижении температуры электролита емкость уменьшается приблизительно на 1 % на каждый градус. Например, если номинальная емкость батареи (при 25 °С) равна 55 А*ч, то при температуре электролита 0 °С она уменьшится на 25 % и составит 41 А*ч, а при температуре минус 25 °С будет только 27 А*ч (уменьшится на 50%). Емкости одного аккумулятора и батареи, состоящей из нескольких аккумуляторов, соединенных последовательно, одинаковы.

Аккумуляторные батареи имеют на перемычках обозначения, определяющие их характеристику. На автомобилях Москвич-2140 Москвич-2141 устанавливается аккумуляторная батарея 6СТ-55ЭР, на ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107- 6СТ-55П. Первая цифра маркировки указывает число аккумуляторов в батарее, буквы СТ - батарея стартерного типа, число после букв - номинальную емкость батареи в А*ч. Последние буквы обозначают материал бака (Э - эбонит, П - пластмасса) и материал сепаратора (Р - мипор, М - мипласт).

 



Друзья сайта