Друзья сайта





Неисправности рабочей тормозной системы ВАЗ-2105
Механизмы управления ВАЗ-2105

К основным признакам неисправности этой системы относятся: слабое действие рабочего тормоза; неравномерное действие колесных тормозных механизмов одной оси; неполное растормаживание или заклинивание колес при торможении; увеличение усилия, прилагаемого к педали тормоза; занос автомобиля при резком торможении.

Слабое действие рабочего тормоза обнаруживается по возрастанию тормозного пути. В соответствии с Правилами дорожного движения рабочий тормоз легкового автомобиля при однократном нажатии на педаль его привода должен обеспечивать равномерное затормаживание всех колес на сухом горизонтальном участке дороги с цементным или асфальтобетонным покрытием на пути не более 16,2 (14,5) *м и при начальной скорости 40 км/ч. При этом не допускается разворот автомобиля, требующий от водителя исправления траектории движения.

Причинами слабого действия тормозов могут быть: подтекание жидкости из гидравлического привода или попадание в него воздуха; попадание масла или смазки на фрикционные накладки тормозных колодок через сальники ступиц колес и полуосей вследствие их износа или переполнения смазкой ступиц колес; попадание на накладки тормозной жидкости из колесных цилиндров; нарушение зазоров в колесных тормозных механизмах вследствие большого износа фрикционных накладок.

Для устранения этой неисправности заменяют изношенные детали, промывают и протирают фрикционные накладки и тормозные барабаны, подтягивают соединения, доводят до нормы количество жидкости в системе, прокачивают ее. Попадание в систему гидропривода воздуха вызывает снижение усилия нажатия на педаль при торможении ("мягкая педаль"), педаль при этом опускается до упора при легком нажатии на нее. Эффективность торможения увеличивается только при двух-, трехкратном нажатии на педаль.

Для удаления воздуха из гидравлического привода нужно: проверить и при необходимости добавить жидкость в питательный бачок главного тормозного цилиндра, очистить от грязи и снять резиновые защитные колпачки с клапанов для выпуска воздуха на всех колесных тормозных цилиндрах; на клапан для выпуска воздуха одного из передних колес (рисунок) надеть резиновый шланг длиной 350...400 мм и опустить свободный конец шланга в стеклянный сосуд с тормозной жидкостью; отвернуть клапан для выпуска воздуха на 1/2...3/4 оборота; после этого помощник должен быстро нажимать на тормозную педаль и медленно ее отпускать (при том жидкость вместе с воздухом будет вытесняться из системы через шланг в сосуд); процесс этот следует повторять до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха и из шланга начнет поступать чистая жидкость; задержать педаль в нажатом состоянии и плотно завернуть клапан для выпуска воздуха; снять шланг и надеть резиновый колпачок. В таком же порядке произвести прокачивание привода к тормозному механизму второго переднего колеса, а затем поочередно обоих задних колес. Затем следует удалить воздух из полостей вакуумного усилителя, для чего необходимо повторить все рассмотренные операции, но только при работающем двигателе. В процессе прокачивания необходимо наблюдать за уровнем жидкости в питательном бачке, периодически производя доливку.

Удаление воздуха из гидравлического привода тормозов
Удаление воздуха из гидравлического привода тормозов

На автомобиле Москвич-2140 Москвич-2141 с передними дисковыми тормозами необходимо снять передние колеса, удалить воздух через клапан выпуска воздуха из цилиндра большого диаметра, затем сделать то же с другим передним колесом и клапанами выпуска воздуха из цилиндров малого диаметра. После чего удалить воздух из рабочих цилиндров тормозов задних колес.

При прокачке тормозов автомобиля Москвич-2140 Москвич-2141 включается сигнальная лампа в комбинации приборов. Для возвращения поршня сигнального устройства в нейтральное положение необходимо отпустить стояночный тормоз, отвернуть на 1/2 оборота клапан 20 правого или левого переднего колеса, а затем плавно нажимать на педаль тормоза до тех пор, пока сигнальная лампа погаснет, после чего завернуть клапан для выпуска воздуха и надеть на него защитный чехол.

Неравномерное действие колесных тормозных механизмов одной оси и занос автомобиля при резком торможении происходит вследствие замасливания фрикционных накладок одного или двух колес одной стороны, утечки тормозной жидкости или заедания поршня в одном из рабочих тормозных цилиндров, уменьшения проходного сечения трубопроводов, неисправностей регулятора давления в гидравлическом приводе задних колес. Для выявления причин неисправности нужно осмотреть все трубопроводы, промыть и протереть замаслившиеся детали, при необходимости заменить изношенные детали тормозных цилиндров и смятые трубопроводы заменить регулятор давления.

Неполное растормаживание колес может быть связано с отсутствием свободного хода педали тормоза, засорением компенсационного отверстия в главном тормозном цилиндре, обрывом или ослаблением стяжных пружин колодок, срывом фрикционных накладок заеданием поршней главного или колесных тормозных цилиндров полным ввертыванием поршня рабочего цилиндра в упорное кольцо, ослаблением крепления суппорта переднего тормоза, неправильной регулировкой стояночного тормоза.

Неполное растормаживание сопровождается ухудшением наката автомобиля и повышенным нагревом одного или нескольких тормозных механизмов. При нагреве всех тормозных барабанов (дисков) необходимо проверить свободный ход тормозной педали, который должен быть 3...5 мм.

Свободный ход тормозной педали на автомобиле Москвич-2140 Москвич-2141 регулируется изменением длины толкателя поршня вакуумного усилителя. Для этого нужно ослабить контргайку и пассатижами за накатанную часть проворачивать толкатель. При завертывании толкателя в вилку свободный ход увеличивается, а при вывертывании - уменьшается. На автомобиле ВАЗ-2105 свободный ход педали регулируется перемещением выключателя стоп-сигнала вместе с буфером при отвернутой контргайке.

Неполное растормаживание всех колес наблюдается также при неисправности вакуумного усилителя (заедание корпуса клапана, защемление уплотнителя крышки усилителя или защитного колпачка, нарушение величины выступания регулировочного болта относительно плоскости главного тормозного цилиндра); при засорении компенсационного отверстия в главном цилиндре или заедании поршня в нем.

При сильном нагревании одного из тормозных барабанов нужно снять барабан и проверить состояние стяжных пружин колодок, а также легкость перемещения поршней в рабочих тормозных цилиндрах. Лопнувшие пружины и негодные детали цилиндров заменить. Нагревание тормозных барабанов задних колес возможно также из-за неправильной регулировки привода стояночного тормоза. На автомобилях ВАЗ-2105 ВАЗ-2107 и Москвич-2140 Москвич-2141 нагревание тормозного диска переднего колеса может быть следствием заедания поршней в цилиндрах или ослабления болтов крепления суппорта к кронштейну поворотной стойки.

Увеличение усилия, прилагаемого к педали для эффективного торможения, может быть вызвано засорением воздушного фильтра усилителя, заеданием корпуса клапана из-за разбухания диафрагмы, повреждением или неплотным креплением вакуумного шланга, соединяющего усилитель с впускным трубопроводом двигателя.

Для устранения неисправности надо промыть воздушный фильтр и закрепить вакуумный шланг. Если это не даст результатов, усилитель подлежит ремонту или замене.

На автомобилях ВАЗ-2105 в гидравлическом приводе возможно самопроизвольное торможение при работающем двигателе, которое вызывается подсосом воздуха в усилителе между корпусом клапана и защитным колпачком вследствие разрушения, перекоса или ненадежной фиксации уплотнителя крышки, а также при недостаточной его смазке. Устраняется неисправность заменой вакуумного усилителя или добавлением смазки в уплотнитель.

 



Друзья сайта