Друзья сайта





Торможение
Управление ВАЗ-2105

Существует несколько способов торможения: торможение двигателем, рабочим тормозом, комбинированное торможение и др.

Рассмотрим два вида торможения: торможение для остановки в заранее выбранном месте (плавное) и экстренное (аварийное) торможение.

Усилие нажатия на педаль тормоза зависит от скорости автомобиля и срочности остановки. Нажимать на педаль тормоза следует плавно, с постепенным увеличением давления. Необходимо помнить, что плавное торможение безопаснее аварийного, так как находящиеся в салоне автомобиля пассажиры сумеют принять необходимые меры, кроме того, при таком торможении снижается износ тормозных колодок и шин.

Порядок торможения для остановки справа следующий: посмотреть в зеркало заднего вида; включить указатели поворота направо и одновременно перенести правую ногу с педали подачи топлива на педаль тормоза; плавно подтормаживая и маневрируя рулевым колесом, приблизиться к тротуару или обочине; перед самой остановкой выжать педаль сцепления, чтобы двигатель не заглох при полной остановке автомобиля; удерживая обе ноги на педалях сцепления и тормоза, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение, затормозить автомобиль стояночным тормозом, одновременно отпустив обе педали.

При торможении сила инерции создает продольный крен автомобиля и перераспределяет вертикальные реакции, действующие на передние и задние колеса, догружая передние и разгружая задние. Чем больше тормозная сила, тем эффективнее происходит торможение и меньше тормозной путь. Тормозная сила зависит от коэффициента сцепления и от вертикальной реакции на колесе. Чем больше вертикальная реакция (т. е. чем сильнее нагружено колесо), тем больше тормозная сила. Коэффициент сцепления определяет сцепление колеса с дорогой, он очень сильно зависит от состояния поверхности дороги. Так, на мокром асфальте он приблизительно в два раза меньше, чем на сухом, а на льду - в десять раз меньше, чем на сухом асфальте. Соответственно изменяется и тормозной путь автомобиля.

Частое и резкое торможение - признак неопытности, неуверенности водителя. Опытный водитель не допускает частого, а тем более резкого торможения.

Резкое торможение запрещено (за исключением случаев крайней необходимости) из-за возможного наезда сзади, а на скользкой дороге - бокового заноса и опрокидывания. Однако водитель должен уметь выполнять экстренное торможение. Прежде всего следует научиться тормозить, не доводя колеса до полного проскальзывания, т. е. тормозить на грани блокировки. При блокировке, т. е. таком положении, когда колесо не катится, а скользит по поверхности дороги, увеличивается тормозной путь, автомобиль теряет управление, а на скользкой дороге может возникнуть занос. Характерной ошибкой новичков при аварийном торможении является слишком резкое и сильное нажатие на педаль тормоза. А наибольшего эффекта можно достичь торможением на грани блокировки колес, так называемым пульсирующим торможением. При этом водитель ослабляет давление на педаль тормоза как только почувствует, что началась блокировка одного из колес. Обычно начинается блокировка одного из задних колес, которые разгружаются при торможении. Почувствовав блокировку, которая, как правило, сопровождается характерным звуком, водитель слегка ослабляет давление на педаль тормоза, блокировка прекращается, водитель снова увеличивает давление. И так несколько раз до полной остановки автомобиля. При этом сцепление выключается только перед полной остановкой, это позволяет одновременно использовать торможение двигателя. Конечно, знать лишь теоретически, каким образом можно быстро остановить автомобиль, недостаточно. В критической ситуации времени на раздумье нет. Поэтому прерывистое торможение следует отработать практически на таком участке дороги, где нет движения транспорта.

При длительном, энергичном торможении к действию тормозов целесообразно добавить торможение двигателем. При этом следует иметь в виду, что тормозная сила двигателя зависит от скорости движения и включенной передачи. Поэтому при движении на четвертой передаче для более эффективного торможения необходимо с началом торможения перейти на третью передачу. По мере замедления автомобиля, как только скорость снизится приблизительно до 70 км/ч, следует перейти на вторую передачу, а при 40...50 км/ч - на первую передачу. Однако при этом необходимо учитывать состояние поверхности дороги. Так, в гололед или дождь, когда коэффициент сцепления низкий, не следует превышать допустимую скорость движения. При необходимости остановиться в этих условиях, начинать торможение следует без применения тормозов, только двигателем, а затем можно добавить и остановочное действие тормозов.

Как уже упоминалось выше, при торможении задние колеса разгружаются, поэтому достаточно небольшой боковой силы и с началом блокировки может наступить занос автомобиля. Выправить его можно поворотом рулевого колеса в сторону заноса. Чтобы выравнивание автомобиля было более эффективным, необходимо прекратить торможение. При этом на колеса перестают действовать тормозные силы, их сцепление в боковом направлении увеличивается. После выравнивания автомобиля можно снова продолжить торможение.

Описанный выше прием торможения двигателем с переходом на пониженную передачу и одновременным использованием тормозов очень эффективен. Однако на практике водитель без соответствующих навыков вряд ли сможет быстро перейти при скорости 90 км/ч на первую передачу.

При торможении передние колеса нагружены больше, чем задние, поэтому из-за перегрузки передними колесами трудно управлять, особенно на поворотах. Следовательно, нельзя резко тормозить на поворотах, так как это еще больше нагрузит внешнее управляемое колесо, на которое к тому же воздействует центробежная сила. Поэтому перед поворотом необходимо снизить скорость, а тормозить следует плавно, растянув процесс торможения на большее время. Во время поворота на автомобиль действует также поперечная сила, зависящая от быстроты поворота рулевого колеса, скорости движения и положения центра масс. Чем выше центр масс автомобиля и меньше радиус поворота, тем больше снижается скорость. Во всех случаях действия рулевым колесом на поворотах должны быть плавными.

При отработке водителем приемов торможения важное значение имеет умение остановить автомобиль в заданном месте. При выполнении этого упражнения развиваются глазомер и расчет, особенно необходимые в условиях усложненного маневрирования на ограниченных площадях.

Для остановки автомобиля на ограниченной площадке водитель должен хорошо ощущать габаритные размеры своего автомобиля, чувствовать, где проходят колеса автомобиля (ощущать колею), уметь правильно выбрать траекторию для выполнения требуемого маневра, рассчитать движение в данных условиях и максимально использовать свободную площадь, энергично действуя рулевым колесом. Все эти навыки можно отработать, тренируясь в фигурном вождении автомобиля.

 



Друзья сайта

 http://www.airbagi.ru/ сигнализатор неисправность подушек безопасности.